Демоны, или, как их еще называют, падшие духи, бесы, падшие ангелы, относятся к существам рода ангелов и несут в себе все свойства, присущие ангельскому естеству.
Один из светлых Божьих ангелов по имени Люцифер ("Несущий свет", среди ангелов он был одним из прекраснейших и назывался Рафаэлем) возгордился своим могуществом и вознамерился занять Господний престол. Он поднял на небесах мятеж и увлек за собой третью часть ангельского воинства. В бунт были вовлечены многие из высших ангелов, господств, начал и властей. Против мятежников выступил архангел Михаил с верными Богу небесными ратями. В результате битвы восставшие ангелы во главе с Люцифером были сброшены с небес в преисподнюю и превратились в демонов, единственная цель которых отныне - сеять зло.
Существует еще несколько версий происхождения демонов. Например, в Книге Еноха говорится, что от браков падших ангелов с земными женщинами произошло племя чудовищных исполинов. Когда Бог уничтожил гигантов, из их тел изошли злые духи. Древние евреи считали что, множество злых духов было рождено от соитий Адама с женскими духами (или Евы с мужскими духами) в течение тех ста тридцати лет, на которые Адам и Ева были разлучены после грехопадения. Многочисленных демонов родила от Адама и его первая жена - Лилит, впоследствии сама превратившаяся в беса. В демонов трех видов - шедим, рухин и лилин - была превращена часть народа, рассеянного после неудачного строительства Вавилонской башни В средние века даже существовала точка зрения, что демоны изначально были сотворены Богом для совершения зла. Защитники этой идеи опирались на цитату из Книги Исайи, где устами Бога сказано: «Я творю губителя для истребления» (54, 16). В раввинистических трактатах утверждается, что Сатана был создан на шестой день творения одновременно с Евой; злые духи были сотворены "между солнцами", т.е. между закатом и рассветом накануне первой субботы, - когда Бог сотворил их души, уже занималась заря субботы, и он не успел сотворить им тела. Наконец, согласно более поздним народным верованиям, адское воинство непрестанно пополняется за счет душ великих грешников; детей, проклятых родителями, а также потомства инкубов и суккубов. Однако, все это бесы самого низшего разряда, как и всевозможные вампиры, призраки и оборотни, также составляющие армию Сатаны.
Демоны ничего не могут сделать Творцу, который, являясь Всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всю свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божьим, и, зная, что Он любит Свое создание, стремятся как можно больше навредить предмету Его любви. Стремясь подражать Богу, дьявол постоянно занимается своего рода подлогами и подделками. Так он подталкивает к созданию ложных религий и еретических учений, всячески способствует самообману человека, ведь, исповедуя ложную веру, по сути дела, идет поклонение Дьяволу. Сатана также пытается внушить людям, что он всесилен, как и Бог. Для этого используются различного рода иллюзии и миражи. Так, например, колдуны и экстрасенсы с помощью демонических чар могут создать картину воскрешения покойного, но на самом деле это будет только иллюзия, обман, зачастую – явление беса в виде покойного.
Будучи бесплотными духами, сотворенные из более тонкого вещества, чем человек, демоны изначально наделены способностью оказывать сильное влияние на материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими им преодолевать законы вещественного мира.
В Библии упоминаются такие имена падших ангелов:
Дьявол – с греческого значит «клеветник», «наветник», «обольститель». Преимущественно имя Дьявола присваивается в Писании одному. Главному из злых духов и их начальнику – Люциферу.
Сатана – в переводе с еврейского («сатан») – «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Под этим именем иногда вообще разумеются падшие духи, иначе они называются духами злыми, или духами злобы, бесами, духами бесовскими, падшими ангелами.
Велиар – слово это с еврейского значит «негодяй», «развратный», «нечестивый», «злой». В сирском переводе вместо «Велиал» стоит «Велиар», что также значит «начальник ничтожества, всякого зла и нечестия».
Вельзевул так же встречается в Новом Завете, и под ним подразумевается начальник злых духов, или главный из них, которого иудеи называли князем бесовским. Впрочем, дословный перевод этого имени означает «господин мух».
Также употребляется название «демон». Демон – злой дух. Еврейское слово «шедим» означает господ, властителей (в смысле «обладать», «господствовать») или опустошителей (означает «быть сильным», «насильственно действовать», «повелевать», «грабить», «опустошать»).
Часто в Новом Завете употребляются слова «бес», «бесы», «беси», «демоны», «духи нечистые». Бесами и демонами в Священном Писании называются злые духи, составляющие вместе с их князем темное бесовское царство.
В популярных гримуарах 16-17 столетия, таких как «Grand Grimoire» и «Grimorium Verum», владыками Ада названы Люцифер (император), Вельзевул (князь) и Астарот (великий герцог), которым подчинены 6 высокопоставленных духов и множество более мелких.
В других книгах могут упоминаться не три, а четыре верховных иерарха Тьмы, соответствующие четырем сторонам света; к трем вышеперечисленным добавляется то Велиал, то Левиафан, то Молох. П.Бинсфельд, демонолог 16 столетия выделил семь, по его мнению, главных демонов, соответствующих семи смертным грехам: Люцифер ассоциируется у него с гордостью, Маммона со скупостью, Асмодей командует похотью, Сатана - гневом, Вельзевул соотносится с чревоугодием, Левиафан - с завистью, Бельфегор - с ленью.
В поздней каббале десять архидьяволов соответствуют десяти злым сефиротам (темным силам), среди них Сатана, Вельзевул, Люцифер, Астарот, Асмодей, Бельфегор, Ваал, Адрамелех, Лилит и Наамах.
Иоганн Виер в "De Praestigius Daemonum" попытался нарисовать полную картину Адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность. Верховным правителем Ада у него выступает Вельзевул, среди высших князей - Эврином, Плутон, Молох и др.
Знаменитый магический трактат "Lemegeton" (16 в.) перечисляет 72-х главенствующих демонов, подчиняющихся четырем императорам сторон света (Амаймону, Корсону, Зиминару и Гаапу).
По аналогии с ангельской иерархией Псевдо-Дионисия некоторые демонологии (И.Виер, Р.Бертон) предположили наличие в аду системы из девяти чинов:
* Первый чин - Псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул;
* Второй чин - Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон;
* Третий чин - Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал;
* Четвертый чин - Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь Асмодей;
* Пятый чин - Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь - Сатана;
* Шестой чин - Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин;
* Седьмой чин - Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон;
* Восьмой чин - Обвинители и соглядатаи, под предводительством Астарота;
* Девятый чин - Искусители и злопыхатели, их князь Маммона.
Альфонс де Спина в 1459 году, ссылаясь на то, что от Бога отпала ровно треть небесного воинства, назвал число демонов - 133 306 608.
В 16 в. некий исследователь, взяв за основу библейское "число зверя", насчитал 66 адских князей, командующих 6 660 000 дьяволами.
Иоган Виер, знаменитый ученик Агриппы, утверждал, что в аду живут 7 405 926 демонов, управляемых 72 князьями. Демоны формируют 1111 отрядов по 6666 в каждом.
Всех превзошли лютеранские богословы, назвавшие фантастическую цифру - 2 665 866 746 664 демона.